Санта-Сабина – римско-католическая церковь в Риме
Содержание
Римско-католическая базилика Санта-Сабина, расположенная на Авентинском холме в Риме, – наиболее хорошо сохранившийся раннехристианский храм города. Мозаичная надпись над главным входом напоминает о далматинском священнослужителе Петре Иллирийском, основавшим церковь в период правления папы римского Целестина I (422 – 423 гг.).
Историко-культурная ценность
Во время раскопок, проводившихся в 1855–1857 и 1936–1939 годах, выяснилось, что Санта-Сабина стоит на фундаментах частных домов эпохи Древнего Рима, в одном из которых жила состоятельная христианка Сабина, зверски замученная римлянами вместе со служанкой Серапией. Ученые обнаружили также остатки храмов, термальных комплексов, древней дороги.
За время существования церкви появились дополнительные сооружения: колокольня (X в.) и портик (XV в.). В начале 1220-х годов папа Гонорий III подарил базилику Доминиканскому ордену. Монахи построили монастырь с типичной для романской архитектуры крытой галереей и открыли монастырскую школу. Поздние постройки и украшения были ликвидированы во время масштабных реставраций в начале XX века, чтобы вернуть храму первоначальный архитектурный облик, характерный для базилик V столетия.
На большую историко-культурную ценность Санта-Сабины указывал австрийский искусствовед и библиотекарь Вальтер Буховецкий. По его словам, христианская церковь стала самой старой на территории Рима после разрушения старой базилики Святого Петра и пожаров, уничтоживших храмы Сан-Джованни-ин-Латерано и Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
Храм снаружи
Трехнефная церковь Санта-Сабина представляет собой неоштукатуренное кирпичное здание без украшений, с необычно большими арочными окнами продольного нефа и апсидами, которые придают прозаическому сооружению его характерный вид. Они опоясывают всю верхнюю часть здания.
Перед базиликой выставлены саркофаги и фрагменты надгробий. Во дворе находится фонтан в виде маски, спроектированный в конце XVI века архитектором Джакомо делла Порта. На протяжении двух веков он украшал Римский форум, затем перекочевал на Квиринальный холм, а спустя 70 лет его разобрали и отправили на склад. В 1936 году фонтан украсил двор Санта-Сабины. Вода льется в древнюю ванну. Переливаясь через край, она оказывается в большом бассейне.
Внутреннее пространство
Сбалансированные, гармоничные пропорции внутреннего пространства впечатляют посетителей. Деревянный кассетный потолок усыпан звездами. Двадцать четыре тщательно обработанные коринфские колонны с капителями отделяют боковые нефы от главного. Они изготовлены из проконнезийского мрамора во II веке и доставлены с турецкого острова Мармара в Мраморном море. Первоначально колонны, вероятно, находились в расположенный поблизости храме Юноны и были повторно использованы в Санта-Сабине как декоративные опоры для аркад с полукруглыми арками.
Триумфальная арка с изображениями апостолов ведет к мощной апсиде. Над аркадами протянулся фриз с инкрустацией из разноцветного мрамора. Элементы узора – геометрические фигуры. Апсиду первоначально украшала мозаика, остатки которой до сих пор сохранились в штукатурке. В XVI веке была нанесена фреска, напоминающая мозаику итальянского художника Таддео Цуккари. Она изображает Христа на райской горе посреди священных, райских рек и ягнят. Триумфальная арка покрыта 17-ю тондо. Пятнадцать из них изображают святых, два поля остаются пустыми.
Во время реставраций в начале XX века в пол Санта-Сабины были вделаны средневековые погребальные плиты. Наиболее значимая находится в центральной части главного нефа. Это уникальная мозаичная работа, датируемая примерно 1300 годом и посвященная генеральному магистру Доминиканского ордена Муньо де Саморе.
Самая старая церковная дверь
Двустворчатая дверь из древесины кипариса размером 5,35×3,35 м изготовлена в 432 году специально для главного портала базилики. Она имеет огромное художественное и иконографическое значение. Предполагается, что это самая старая из всех сохранившихся церковных дверей. Из 28 рельефных панелей, украшавших наружную сторону, сохранилось 18.
Поскольку содержимое утраченных панелей точно неизвестно, восстановить первоначальную последовательность невозможно. За каждым рядом из четырех небольших прямоугольных панелей следует ряд из четырех больших. На шести изображены сцены из Ветхого Завета, на десяти – из Нового Завета. Две таблички имеют символическое содержание. На панели в верхнем ряду – старейшее изображение Иисуса Христа на кресте.
Церковный орган
Орган базилики изготовлен в 1936–1938 годах итальянской компанией Mascioni. Музыкальный инструмент имеет 37 регистров, 2 мануала и педали.
Как добраться?
Авентинский холм c базиликой находится на восточном беру реки Тибр. Добраться можно следующими видами общественного транспорта:
- автобусом № 170. Выйти на остановке Bocca della Verita, затем пройти пешком 750 м.
- метро (синяя ветка). Доехать до станции Circo Massimo и пройти пешком 800 м.
Недалеко расположены другие интересные достопримечательности, включая мраморную плиту «Уста истины», Большой цирк, Римский сад роз.
Поделиться с друзьями в социальных сетях: