Станцы Рафаэля – эпические фрески мастера в Ватикане
Содержание
Станцы Рафаэля (от итальянского слова «комната», Stanze di Raffaello) – четыре комнаты, которые стали частью комплекса музеев в Ватикане. Это небольшие помещения прямоугольной формы, площадь каждого составляет около 50 м кв. Их стены расписал огромными фресками мастер эпохи Возрождения Рафаэль Санти и его ученики. Картины безупречно вписаны в архитектурное пространство интерьера, тем не менее, каждая является отдельным законченным произведением. Эпические полотна отличает внутренняя гармония, композиционная ясность, насыщенность образов, глубокий замысел, яркость цветов, внимание к деталям, символизм.
Стилистика и сюжеты фресок
Сюжетные линии воспроизводят цельную эпопею Италии. Экскурсант, рассматривая фрески, как бы присутствует на грандиозном представлении, где один образ сменяется другим. Даже не зная истории Древнего Рима, не будучи знакомым с библейскими сюжетами, зрителя потрясает и завораживает духовная и физическая красота изображенных персонажей, их величие, благородство, мудрость.
В этой работе раскрылся художественный дар Рафаэля как монументалиста. Это первая работа мастера в подобной технике. Никогда ранее ему не приходилось сталкиваться со столь глобальными картинами. Однако он гениально справился с задачей, сумев собрать в стройные композиционные ряды множество отдельных персоналий. Повороты головы, жесты, фигуры, световые решения плавно и непринужденно разворачиваются в роскошные панорамы.
Первая фреска Рафаэля «Афинская школа» – достойный образец монументальной живописи. В Ватикане множество достопримечательностей, но вот уже более 500 лет Станцы Рафаэля производят неотразимое впечатление. Фрески размещаются в четырех комнатах: Станца делла Сеньятура, Станца д’Элиодоро, Станца дель Инчердио ди Борго, Станца Константина. Современный экскурсионный маршрут начинается с последней, к оформлению которой мастер уже не успел приложить кисть. Наше описание пойдет в хронологическом порядке, по мере создания шедевров.
Станца делла Сеньятура
Первое помещение в Папском дворце, к оформлению которого приступил 25-летний Рафаэль, служило Понтифику кабинетом. Название дословно переводится как «подпись». Стены комнаты расписывались на протяжении 3 лет (1509–1511 гг.). Сюжеты фресок подчинены единой теме – духовным деяниям человека. Они воплощают идеалы гуманизма эпохи Возрождения, подчеркивая духовное и физическое совершенство свободного индивидуума, высокое призвание и творческий потенциал благородной личности.
Фрески охватывают 4 сферы жизнедеятельности: философию («Афинская школа»), богословие («Диспут»), поэзию («Парнас») и добродетель («Добродетели и закон»).
Рафаэль создал сложные пространственные композиции, на которых группы философов, богословов, поэтов и мудрецов размещены среди архитектурных декораций или живописных пейзажей. Герои изображены как мудрые, уверенные в себе люди с высоким достоинством и сильной волей. Потолок украшает аллегорическая фигура Правосудия, изображенная традиционно с весами и мечом.
Станца д’Элиодоро
Вторая комната в личных покоях Понтифика отводилась под частные встречи Юлия II с видными деятелями современности: политиками, дипломатами, кардиналами. Тематика фресок соответствует обстановке, подчеркивая могущество Римской церкви, которой подчинены все земные силы, и божественное проведение, охраняющее ее. Сюжеты отображают реальные и вымышленные истории из жизни Папства. Рафаэль с учениками расписывал помещение в период с 1511 по 1514 гг. Лично мастер оформил 4 стены. Арки, кариатиды и потолок, украшенный Папским гербом, – другие корифеи по эскизам Рафаэля.
Фреска «Изгнание Элиодора» дала название всему помещению. На ней изображен сюжет из Ветхого Завета. Возжелав похитить золото, предназначенное для детей и вдов, сирийский вождь Элиодор понес Небесную кару. Прекрасный Ангел в золотых доспехах изгоняет его из храма в Иерусалиме. Левый угол композиции занимает Папа Юлий II. Считается, что картина носит аллегорический подтекст относительно позорного изгнания французов из Папской области.
«Месса в Больсене» отображает божественно проведение, которое произошло 1263 году во время литургии. В честь чуда был учрежден праздник Тела Господня. На картине присутствует и Юлий II со своей стражей.
Триптих «Изведение Петра» рассказывает об удивительном освобождении апостола из темницы.
«Встреча Святого Льва I Великого с Аттилой» показывает особую заботу Господа над Римом. В центре композиции Лев I (изображен Лев X), восседающий на белой лошади, встречается с королем гуннов Аттилой (на черном коне). Понтифик с помощью святых Петра и Павла преграждает путь завоевателям. Задний план фрески заполняют главные архитектурные памятники Рима: Акведук, Базилика и обелиск, Колизей.
Станца «Пожар в Борго»
Последнее помещение, которое с 1514 по 1517 год оформлял Рафаэль. Сюжеты фресок связаны с историческими событиями из жизни Папы Льва III и Папы Льва IV. Хотя аллегорически они прославляют Господа и правящего Понтифика Льва X.
Зал назван в честь лучшей одноименной фрески, сюжет которой повествует о том, как Лев IV крестным знамением остановил пожар, охвативший в 847 году один из районов Рима. Композицию отличает динамизм, колорит и пластика изображенных персонажей.
Противоположную стену занимает «Битва при Остии». Сюжет показывает морское сражение в устье Тибра между римлянами и сарацинами. Сидящий на мраморной глыбе Лев IV (изображен Лев X) с благодарностью за дарованную свыше победу смотрит на небо.
«Коронование Карла Великого» украшает следующую стену. Исторический факт имел место в соборе Святого Петра в 800 году. Персонажам приданы черты современников: Лев III имеет поразительное сходство с Львом X, а Карла не отличить от французского короля Франциска I.
Четвертая фреска это – «Оправдание Льва III». Сюжет рассказывает о событиях 800 года: Понтифик клянется в своей чистоте и безгрешности. Торжествует вера и правда.
Потолочные росписи оформил Перуджино. Рафаэль оставил работу своего учителя без изменений.
Станца Константина
Последняя комната оформлялась учениками Рафаэля (Джулио Романо и Джан Франческо) уже после смерти художника. В работе они использовали эскизы своего учителя. Это самое просторное помещение в покоях Понтифика. Здесь проходили все торжественные мероприятия: аудиенции, банкеты, свадьбы родственников Папы. Зал посвящен римскому императору Константину, фрески прославляют борьбу христиан с язычниками и очевидную победу добра над злом.
Начинается осмотр с южной стены, на которой изображено «Видение Креста». Фреска повествует о том, как накануне решающего сражения с Максенцием у Мульвийского моста императору Константину снизошло видение сверкающего креста с надписью на греческом языке «С этим знаком победишь».
Вторая картина (на западной стороне) показывает уже ход самой битвы, победа в которой принесла Константину абсолютную власть над империей.
Третье изображение (на северной стороне) показывает крещение императора. Таинство проводит Понтифик Сильвестр (314-335 гг. н. э.), хотя на картине изображен правивший во время написания фрески Климент VII.
Завершает повествование фреска «Дар Константина» – символическая грамота, пожалованная Сильвестром. Легенда гласит, что именно этот документ даровал Римским Понтификам абсолютную власть над Западной Римской империей.
Потолок украшает картина «Триумф христианской религии над язычеством» (1565 г.), написанная Томмазо Лауретти.
Где увидеть фрески?
- Станцы Рафаэля находятся в музее Ватикана по адресу: Roma, Viale Vaticano;
- режим и время работы: музейный комплекс открыт все дни недели, исключая воскресенье, с 8:45 до 16:45, в субботу короткий рабочий день – до 13:45;
- попасть туда можно по единому билету, который разрешает посещение всех выставок музейного комплекса. Цена вопроса составляет 16 EUR, для студентов и пенсионеров половина стоимости полного билета, т. е. 8 EUR. Если заказывать заранее по интернету стоимость обойдется на 4 EUR дороже: 20 EUR и 12 EUR соответственно;
- перед походом стоит уточнить информацию на сайте музея.
Как добраться самостоятельно?
- из обоих аэропортов («Фьюмичино», «Чампино») доехать до станции метро «Термини»;
- от центрального железнодорожного вокзала (станция метро «Термини», линия А) ехать в направлении конечной остановки «Баттиснини». Выйти на «Оттавиано-Сан-Пьетро» либо «Кипро». От обеих станций расстояние составит порядка 10 мин. прогулочным шагом;
- можно также воспользоваться наземным транспортом, автобус №49 останавливается непосредственно перед входом в музей. Автобусы №№982, 81, 32 доезжают до площади Рисорджименто, сюда же можно доехать на трамвае №19. Оттуда до музея – 5 минут пешком.
Советы по посещению
- нанося визит в музейный комплекс, стоит помнить, что Ватикан требует от гостей определенного уважения и, как следствие, дресс-кода. Внутрь вас не пустят в открытой одежде, в шортах или майках;
- лучше всего при осмотре музея заказать экскурсию с лицензированным гидом.
Поделиться с друзьями в социальных сетях: