11 ноября 2016
Категория: Фонтаны и площади
0

Пьяцца Навона – популярная площадь в Риме

В итальянской истории нет персонажа с именем Навон. Считается, что название знаменитой римской площади трансформировалось от греческого слова «агон» – состязание. В древности на этом месте был стадион, где выступали гладиаторы. Ему и обязана Пьяцца Навона своей необычной формой.

Площадь Навона в Риме

История

Указание о строительстве стадиона исходило от самого Юлия Цезаря и датируется 46 г. до н. э. При древнеримском императоре Тите Домициане стадион значительно расширился, появились трибуны для 15 тыс. зрителей. Вокруг были установлены скульптуры и барельефы богов и героев. Параллельно в арках появились многочисленные торговые лавки, а также бордель. После распространения христианства в следующие века бывший стадион стал ярмарочным пространством.

Площадью Пьяцца Навона стала в Средние века. Времена изменились: здесь стали отмечать религиозные праздники, а вокруг – возводить церкви. Первую из них, построенную на месте публичного дома, посвятили христианской мученице Агнессе Римской. Это не было случайностью: потрясающая легенда о святой незримо витает в ауре площади.

12-летняя Агнесса тайно стала христианкой в период гонений на них. Решив посвятить себя Богу, она дала обет безбрачия. Сын римского градоначальника, увидев девушку, решил заполучить её. Разъярённый отказом девушки префект дознался о её христианской вере и распорядился привести к себе. Он приказал Агнессе принести жертву языческой богине в храме Весты. Агнесса снова ответила отказом. Тогда префект приказал отвести девушку на стадион и раздеть на глумление толпе. В тот же момент волосы девушки отрасли настолько, что покрыли её полностью.

Агнесса РимскаяПосле этого Агнессу отвели в бордель. Там к ней с небес спустился ангел, принёсший ей покрывало. Этот момент запечатлён на картине испанского художника Хосе де Риберы, хранящейся в Дрезденской галерее. Посетители борделя, решившие попользоваться Агнессой, теряли мужскую силу. А когда к Агнессе подошёл сын префекта, то он упал замертво. Сжалившись над его родными, девушка помолилась и оживила его. После этого Агнессу объявили колдуньей и пытались сжечь на костре, который никак не разжигался. Земная жизнь святой оборвалась от удара солдатского кинжала.

Своим нынешним обликом площадь Навона в Риме обязана нескольким поколениям знатного римского семейства Памфили. Самый известный её представитель – Римский Папа Иннокентий X. По его заказу в середине XVII в. был возведён палаццо Памфили, и сооружена новая церковь в честь св. Агнессы – Сант-Аньезе ин Агоне. Свою лепту в будущий облик площади внесла и родственница Папы – донна Олимпия. По её заказу был обустроен акведук Девы, на основе которого был построен знаменитый фонтан «Четырёх рек». Тогда же были сооружены и водоёмы Мавра и Нептуна, ставшие впоследствии фонтанами.

Современность

Пьяцца Навона – одно из наиболее известных мест итальянской столицы. Перед Рождеством площадь «вспоминает» о своей ярмарочной истории. Всё остальное время площадь заполнена туристами, уличными музыкантами и художниками, влюблёнными парами. А смотреть здесь действительно есть на что. Великолепный ансамбль в архитектурном стиле барокко составляют фонтаны «Четырёх рек», Нептуна и Мавра, дворцы Памфили и Браски, церковь Сант-Аньезе ин Агоне.

Главная достопримечательность площади – фонтан «Четырёх рек», созданный скульптором Бернини в 1648-51 гг. Аллегорические скульптуры рек Дунай, Ганг, Нил и Ла-Плата символизируют части света – Европу, Азию, Африку и Америку. В центре архитектурной композиции – заказанный императором Домицианом египетский обелиск из асуанского гранита высотой 16,5 м. Обелиск был перенесён на площадь с цирка на Аппиевой дороге при Папе Иннокентии X. На верху сооружения установлен металлический голубь с оливковой ветвью – герб рода Памфили.

Фонтан четырёх рек

Читайте подробнее про фонтан четырёх рек.

Два других фонтана хорошо дополняют главный. Фигура стоящего на огромной раковине и борющегося с дельфином Мавра – также творение Бернини. В конце XIX в. фонтан Мавра был дополнен другими скульптурами. Тогда же в северной части площади на месте водоёма появился фонтан Нептуна с главной статуей морского божества, поражающего трезубцем осьминога.

Изящное светлое здание палаццо Памфили ныне не принадлежит Италии. С 1964 г. дворец – собственность Бразилии, посольство которой располагается в нём с 1920 г. 23 зала дворца расписаны фресками итальянских художников.

Построенный в конце XVIII в. палаццо Браски был собственностью племянника Папы Римского Пия VI, а затем перешёл в государственную собственность. Здесь располагалось МВД, затем штаб-квартира Муссолини, а после войны – беженцы. К сожалению, разжигаемые ими костры внутри здания уничтожили старинные фрески. После масштабной реставрации в палаццо Браски размещается Римский музей. Внутри дворца выделяется монументальная лестница с 18 красногранитными колоннами, античными скульптурами и изящными лепными украшениями.

Рядом с палаццо Браски находится одна из римских «говорящих статуй» – Пасквино. Эта античная скульптура (от которой произошло слово «пасквиль») была обнаружена при раскопках. На «говорящих статуях» с XVI в. вывешивались анонимные листки с критикой властей и существующих порядков.

Церковь Сант-Аньезе ин Агоне существенно пострадало во время Второй мировой. Довоенный облик ей вернули реставраторы. Величественное белое здание не менее прекрасно изнутри. Особенно впечатляют мраморные барельефы. В стенах церкви замурована реликвия – голова св. Агнессы. Папа Иннокентий X также захоронен в своей церкви.

Церковь Сант-Аньезе ин Агоне

Напротив палаццо Памфили находится Санта-Мария дель Сакро-Куоре, посвящённая Св. Марии. Внешне не очень приметная, изнутри она расписана подлинными фресками Рафаэля.

Информация для туристов

Площадь находится в центре Рима, поблизости от Пантеона и Пьяцца Сан Пьетро. До Пьяцца Навона можно добраться несколькими путями:

  • автобусами №492 от площади Пьяцца Барберини, №64 (до остановки Vittorio Emanuele), № 70 от вокзала Термини, №87 (до Colosseo);
  • от Пантеона пройти пешком 500 м по указателям;
  • по линии В метро до станции Barberini или Spagna.

Площадь Навона на карте Рима

Римский музей во дворце Браски открыт ежедневно, кроме понедельника, с 9 до 19 часов. Стоимость билета – 9 евро.

Поделиться с друзьями в социальных сетях:

Добавить комментарий